Великий пост предваряют четыре подготовительные недели и последующие за ними седмицы подготавливают нас к Великому посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. Такая подготовка – древнее установление Церкви, – уже в IV веке знаменитые проповедники святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
25 февраля, воскресенье – Неделя о мытаре и фарисее. На воскресной утрене впервые в этом году поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери».
Последующая седмица с 26 февраля по 3 марта – сплошная, поста в среду и пятницу нет.
3 марта, воскресенье – Неделя о блудном сыне. На утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.
Последующая седмица с 4 по 10 марта – мясопустная, последняя перед Великим постом, когда на трапезе вкушают мясо. На этой седмице возобновляется пост в среду и пятницу
9 марта, суббота – Вселенская Родительская поминальная (мясопусная) суббота. Поминовение усопших. В храмах накануне в пятницу, 8 марта вечером, служится особое заупокойное богослужение – парастас, в субботу, 9 марта, после Литургии совершается панихида.
10 марта, воскресенье – Неделя о Страшном суде. Заговенье на мясо. Это последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо. На Литургии в этот день читается отрывок из (Мф 25:31—46), который напоминает о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…».
С 11 по 17 марта – седмица сырная (Масленица). СПЛОШНАЯ. ПОСТА В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ НЕТ. Из трапезы исключается мясо, разрешается вкушение яиц и молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Начиная с этой седмицы молитвы из Постной Триоди используются на службе каждый день.
В среду и пятницу на сырной седмице Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв Великого поста. Реально молитва Ефрема Сирина начинает читаться на вечернем богослужении во вторник, затем в среду утром, вечером в четверг и в пятницу утром.
17 марта – неделя об изгнании Адама из рая. Прощеное Воскресенье. Заговенье на Великий пост. Это последний день, когда вкушаются молочные продукты, яйца, сыр и рыба. На Литургии читается отрывок (от Мф 6:14–21), в котором Христос говорит о необходимости прощать всех.
После вечерни (обычно этот чин совершают после Литургии) СОВЕРШАЕТСЯ ЧИН ПРОЩЕНИЯ: верующие просят друг у друга прощения за все обиды, чтобы, примирившись, войти в пост. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.
18 марта, понедельник – начало Великого поста. По монастырскому уставу – полное воздержание от пищи.
Всем Божьей помощи в подготовке к Великому посту!