Протоиерей Андрей Ткачев
Я на полном серьезе считаю всю жизнь войной. Знали бы вы, какие повседневные схватки выдерживает учитель с современными разболтанными, охамевшими и самоуверенными детьми, а также с точно такими же их родителями.
Какую войну с собственной слабостью терпит всякий одинокий старик, для которого поход в магазин за хлебом давно превратился в опасное и долгое путешествие. А как ежедневно воюют за Церковь Христову и все святое некоторые монахи или епископы!
А чего стоит содержать семью единственному кормильцу! И как тяжело бывает просто чужую тайну не разболтать, не осудить или просто сдержаться от произнесения лишнего слова! Ведь это подлинный поединок с самим собой.
Нет мира на земле после грехопадения. Воюют не только государства и системы. Воюют мужья и жены, родители и дети, высокомерные начальники с рабами-подчиненными (и наоборот). Воюют отцы с теми, кто хочет продать наркотики их детям. Воюют экологи с теми, кто безбожно загадил и речку, и лес, и дачные огороды. И так далее. Почти до бесконечности.
А раз мы воюем, то и нужны нам воинские добродетели, из которых самое последнее место занимает умение быстро и метко стрелять. Воинские добродетели – это преодоление страха и эгоизма. Это вечная борьба с самим собой, чтобы не перестать внезапно в один прекрасный день быть человеком.
В кондаке Святому Кресту последний назван «пособием» (помощью, то есть) христианскому роду, «оружием мира» и «непобедимой победой». То есть Христос, крестную муку претерпев, победил мир со всеми его грехами. Так и сказал: «Дерзайте, Я победил мир». И Крест Господень – это оружие, приносящее мир человеку. Это победа непобедимая. Это всегдашнее пособие. Под этим знамением и нужно вести свои тяжелые, не всегда различимые для глаза ежедневные войны.