Преподобномученица Мария родилась в 1874 году в Санкт‐Петербурге в семье купца Александра Ивановича Лелянова и в крещении была наречена Лидией. В шестнадцать лет девушку поразил тяжелый недуг – болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии, которую она заканчивала, Лидию привезли в инвалидной коляске. В 1912 году болезнь приняла тяжелые и неизлечимые формы, и по совету врачей семья переехала в город Гатчину. В течение двадцати лет Лидия неподвижно лежала на спине, любое движение и прикосновение приносило ей нестерпимую боль. Но Лидия не роптала и со смирением переносила болезнь, восприняв ее как волю Божию.
Долгое и смиренное терпение тяжких скорбей очистило душу праведницы, и Господь наделил ее дарами прозорливости и духовного утешения. Со временем к ней стало приходить много народа, чтобы испросить совета и с просьбой помолиться; приходили не только миряне, но и священники, и архиереи. Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) благословил постричь подвижницу в монашество. В 1922 году в городе Гатчине на подворье Пятигорского Богородицкого женского монастыря в храме Покрова Божией Матери при огромном стечении народа архимандрит Александро‐Невской Лавры Макарий (Воскресенский) постриг ее в мантию с именем Мария.
Большое влияние оказала мать Мария и на духовную атмосферу Гатчины 1920-х годов. Среди мрака воинствующего безбожия и нравственного растления вокруг неё образовалось православное сестричество, занимающееся молитвой, чтением и изучением Священного Писания и помощи ближним. Сестричество это называлось кружком почитания о. Иоанна Кронштадтского.
В начале 1932 года советские безбожники приступили к арестам монахов и монахинь ранее закрытых монастырей. Сотрудники Ленинградского ОГПУ писали: «В условиях обостренной классовой борьбы и ожесточенного сопротивления, оказываемого контрреволюционными элементами развитию социалистических форм хозяйства, активную роль играют церковники… пытаясь всяческими способами противодействовать и мешать делу социалистической стройки… Несмотря на то, что монастыри в разное время были официально закрыты, монахини… этих монастырей поддерживали их в скрытом виде и представляли из себя хорошо организованные группы контрреволюционного и антисоветски настроенного реакционного монашества, которые группировали вокруг себя контрреволюционные элементы… В целях предотвращения дальнейшей антисоветской работы контрреволюционных групп монашествующих… в феврале… 1932 года была проведена операция, в результате которой арестованы…семьдесят шесть человек».
Монахиня Мария была арестована 19 февраля 1932 года. Как вспоминали свидетели, «мать Марию волокли со второго этажа их дома два чекиста, прямо по полу, несмотря на ее крики от боли, погрузили в грузовую машину и увезли в Ленинград». Однако нахождение монахини Марии в тюрьме из‐за ее болезни было в то время невозможно, и ее поместили в тюремную больницу, здесь следователь и допросил ее. Подтвердив, что она является сторонницей митрополита Иосифа (Петровых), монахиня Мария сказала: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за советскую власть, – ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится кто сам хочет… Я считаю, что за власть молиться нужно в том случае, если это власть».
22 марта 1932 года Выездная сессия Коллегии ОГПУ приговорила монахиню Марию к ссылке, что в ее состоянии было равносильно смертному приговору. Не выдержав чудовищных медицинских экспериментов, преподобномученица скончалась 17 апреля 1932 года в тюремной больнице в Петрограде и была погребена на Смоленском кладбище.
В 1981 году мать Мария была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церкви за рубежом. Спустя 25 лет такое прославление произошло и на Родине.